Современная икона - дань традиции или духовная реальность?

Священное изображение Господа, Матери Божией, ангелов, святых и наиболее значимых событий из священной и церковной истории.
Ответить
Аватара пользователя
Надя
Опытный
Опытный
Сообщения: 247
Зарегистрирован: 04 ноя 2010, 13:34
Пол: Женщина
Откуда: Эдучанка
По гороскопу:
Контактная информация:

Современная икона - дань традиции или духовная реальность?

Сообщение Надя » 06 май 2011, 04:55

По утверждению некоторых мыслителей, современное искусство перестало отражать реальность. Сейчас реальность подделывают всевозможными способами, что в итоге профанирует само искусство.

На сегодняшний день из художественного произведения вынимается всё глубинное содержание и структура, которые мало кому теперь интересны, и самоцелью становится внешняя похожесть на что-либо, давно существовавшее. В такой системе ценностей понятие материала оказывается не нужным. Дерево окрашивают под камень, а каменный пол, наоборот, делают деревянным, с помощью акриловых красок имитируется фреска, а фреска начинает подражать живописи маслом.

Художники будто только одним и заняты, как бы поискуснее все это прикрыть, потому что в искусстве всё должно быть искусственным, ничего не должно быть настоящим, живым.

Иконопись не только искусство, да она и не совсем искусство. Мирское искусство ищет истину, а икона - показывает её. Ведь икона, наряду с церковной музыкой и архитектурой, является частью богослужения. Как часть его, она закрепляется исторически сложившимся, определённым каноном. Она - часть церковного предания.

Однако к канону можно относиться по-разному. Можно выучить Библию наизусть на языке оригинала, гордясь этим и ничего не понимая, а можно читать её на родном языке и жить по её правилам.

На VII Вселенском соборе (787 год) не было дано определения художественной стороны иконы. По всей видимости, тогда художественная культура была цельным явлением. Собор настаивал лишь на том, что иконы должны почитаться не зависимо от мастерства и уровня исполнения. Их отличает только одно важное качество - подлинность. Но подлинность не в археологическом смысле. Подлинной должна быть переданная в иконе Истина.

Иконопись использовала разные стили в разные исторические эпохи и ситуации. Но она всегда представляла собой реальность, потому что процесс написания конкретной иконы - событие в жизни церкви. В иконе закрепляется духовное напряжение свидетельства Истины.

В живописном пространстве иконы нам является более или менее удачный живой опыт общения с Небом. Поэтому многие иконы испытали на себе судьбу мучеников и подверглись ярости со стороны тех, кто не смог вынести встречу с Истиной.

В древности это было очевидно, потому что это понимание было заложено в художественную культуру иконописи. Во все эпохи иконы имели цельность стиля.

Художественная культура сегодня не может сказать своего собственного слова. Она перепевает на разные лады то, что когда-то уже было сказано, когда-то вдохновляло. Это вполне приемлемо для мирского искусства, но в области иконописи это представляется вялотекущей формой иконоборчества.

К почитанию предлагаются вещи, которые только внешне похожи на иконы. Они далеки от истинности, которую призваны изобразить. При этом не понятно, на чём основано требование следовать одному иконописному стилю прошлого. В лучшем случае требование обосновывается более совершенным стилем, а в худшем - это проявление узкоконфессиональных и националистических мотивов.

Сегодня в большинстве храмов можно увидеть рукотворные репродукции чтимых и наиболее известных икон, которые более или менее удались. В принципе это будто бы нормально, но восторгаться копией, словно это оригинальное произведение, более чем странно.

В старину существовали списки с прославленной иконы, авторы которых не были известны. В иконописи могут быть повторы, заимствования, разного рода влияния, но не это должно определять икону, не это считаться основным формообразующим мотивом, если под иконой подразумевать свидетельство Истины.

Здание, которое построено не правильно, развалится, а вот художнику, сделавшему что-то не так по неопытности, может всё сойти с рук, если его произведение похоже на оригинал.

Очень хочется, чтобы каждая современная икона обладала такой же внутренней безусловностью, которую можно видеть в архитектуре древних храмов, которые друг от друга отличаются. Они могут быть на первый взгляд неказистыми, но всегда потрясающими нас своей абсолютной гармонией.

Аватара пользователя
agerzen
Оратор
Оратор
Сообщения: 211
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 18:28
Пол: Мужчина

Современная икона - дань традиции или духовная реальность?

Сообщение agerzen » 26 май 2011, 11:24

Надя писал(а):1. По утверждению некоторых мыслителей, современное искусство перестало отражать реальность.

2. Сейчас реальность подделывают всевозможными способами, что в итоге профанирует само искусство.

3. На сегодняшний день из художественного произведения вынимается всё глубинное содержание и структура, которые мало кому теперь интересны, и самоцелью становится внешняя похожесть на что-либо, давно существовавшее.

4. Здание, которое построено не правильно, развалится,

5. Очень хочется, чтобы каждая современная икона обладала такой же внутренней безусловностью,

6. Они могут быть на первый взгляд неказистыми, но всегда потрясающими нас своей абсолютной гармонией.
1. Глупые мудрецы и глупые утверждения, которые разваливаются при первых же рассуждениях: искусство не может отражать не реалии, ибо создается реальными искусствотворцами. А они ничего кроме реального не видели, даже если им и предвиделось что-то "не реальное". А значит всякая даже "фантазия" - реальна (найдите хоть один "фантастический проект прошлых столетий, к примеру Жюль Верновский, которые не реальны ныне").

2. Копиянты далеко не творцы. И занимаются всем тем, потому как основа их деяний питается энергетикой прямо-противоположной энергии творца (в Христианстве это: желания падшего ангела стать хотя бы как-то себя проявить как творца, что не возможно по сути - он способен лишь подражать, подменять понятия и образы, но только не творить)

3. На сегодняшний день Человек видит совершенно не так, как в "бронзовом веке". И ценности в нем (в понятии его) сейчас совершенно не такие, как во времена Ренессанса. А соответственно и слово не то, язык не однозначный (типа древнейшего: А-а-а! О-о-о!! У-у-у!!!), и настолько разнообразен, что даже в пределах одного языка (русский к примеру) имеются до 30% корней французского, и еще 30% немецкого. А значит и грамматика не та, не говоря уж о лексике. То есть и передача реалий совершенно иная, нежели ранее. Но это не значит отсутствие сути, даже если мы ее не видим. Это значит, что мы видим по разному (я как дальтоник, а вы как...).
В мире (возьмем к примеру наш шарик) даже идущие в разные стороны идут в одно и тоже, если идут в одном времени и пространстве. И все зависит от того идут они навстречу друг другу, или друг от друга. Вот отсюда и начинается понимание всего или не понимание даже ближнего...

4. "Не правильно" построенные здания (пирамиды Египта, Пизанская башня) стоят не разрушаясь ровно столько сколько им предназначено. А разрушаются запросто даже те, которые очень правильно построенные с расчетами на десятки-лет - к примеру Близнецов Американских торг-центров...

5. Не пройдет и сотни лет (ну пусть 3-5 сотен), как все видимости искусства забудутся так как и их создатели (где сейчас портреты "классиков"... помним ли мы "величайших" художников написавших их: Ленина, Сталина, Гитлера? хотя они еже могут быть и живы еще!)
Забыты ли... так же сам автор Леонардо да Винчи, или какие-то (даже неоконченные) картины его?

6. "Они могут быть на первый взгляд неказистыми, но всегда" нести в себе нечто таинственное (даже в обычной улыбке обычной женщины), что тянет-приковывает, держит и требует если не осмысления, то хотя бы минут-часов любования этой тайной, что не исчезает, не растворяется во времени (коль это творение творца), как все временное, а значит никакого отношения к искусству не имеющее.

Аватара пользователя
Надя
Опытный
Опытный
Сообщения: 247
Зарегистрирован: 04 ноя 2010, 13:34
Пол: Женщина
Откуда: Эдучанка
По гороскопу:
Контактная информация:

Современная икона - дань традиции или духовная реальность?

Сообщение Надя » 26 май 2011, 16:55

Спасибо за подробный разбор статьи. Аргументов против высказать не могу. Всё верно.

Правда, не очень хочется, чтобы только время определяло какое произведение искусства подлинное, а какое - просто копия. Сейчас всё меньше становится людей, которые ценят искусство и могут легко отличить одно от другого. Поэтому в иконописи по-прежнему считается, что икона должна быть неизменной, написанной по канонам, созданным ещё Андреем Рублёвым. На мой взгляд, даже в иконописи должны происходить изменения. Но зачастую эти изменения приводят к очень печальным последствиям, типа раскола и религиозных войн.

Ответить

Вернуться в «Иконы и иконостасы»