Икона как средство познания Бога

Священное изображение Господа, Матери Божией, ангелов, святых и наиболее значимых событий из священной и церковной истории.
Ответить
Аватара пользователя
Джонни Д.
Редактор форума
Редактор форума
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 23 авг 2010, 02:00
Пол: Мужчина

Икона как средство познания Бога

Сообщение Джонни Д. » 22 ноя 2010, 04:37

Икона как средство познания Бога

Когда берёшься писать статью о иконах, на мой взгляд, нужно быть особенно внимательным и осторожным при выборе слов. И тут дело не только даже в том, что для верующих это особенная тема и можно очень легко, не будучи самому таковым, затронуть их чувства. Дело ещё и в том, что очень сложно описать вещи, определенные самой церковью как "непознаваемые разумом", доступные лишь чувственному, эмоциональному познанию. Икона, по сути, и является таким "непознаваемым" объектом, окном в иной мир, заглянуть в которое способны только истинно верующие люди.

Если дать сухое определение, то икона это произведение церковно-литургического искусства, центральный культовый предмет, применяемый практически во всех обрядах и во время молитв. Это основной объект почитания в православном и католическом христианском храме. С точки зрения церкви иконой является не только изображение на деревянной доске, но и цветной витраж, мозаика, фреска, статуя - все, чему прихожане оказывают должное почитание. Но чаще всего иконой всё-таки считается изображение на твёрдой поверхности (как правило, липовой доске) Иисуса Христа, Богородицы или иллюстрации к библейским сюжетам.

Иконы могут быть самых разнообразных форм и типов. Классическая икона пишется на липовой доске, покрытой левкасом - смесью клея и алебастра. Сухие краски разводятся эмульсией. Во времена Андрея Рублёва в качестве эмульсии использовали разведенный в воде яичный желток. По форме иконы могут состоять из одного изображения или нескольких, соединенных шарниром. В храме множество икон объединяют в иконостас - перегородку, отделяющую алтарь от остального помещения. Оклад (или риза, по названию одежды) - чеканный убор иконы, которым она украшалась целиком или частично. В окладе вырезаются отверстия на месте лиц и открытых частей тела. Для особо почитаемых икон оклады чеканят из благородных металлов, украшают драгоценными камнями. Для признания иконы Церковью, ее необходимо освятить. Для этого существует специальный обряд, для определенных видов икон (Иисус Христос, Дева Мария Пресвятая Богородица, библейский сюжет...) существует определенный состав молитв. Икону окропляют святой водой.

Исторически иконопись родилась вместе с христианством. Первые общины христиан расписывали стены пещер образами Христа. Самой первой легендарной иконой можно считать образ Спаса Нерукотворного. Это был холщовый платок, которым Иисус Христос вытер лицо, после чего его лик проступил на ткани. Этот платок хранился в Константинополе вплоть до 1204 года, когда город был разграблен крестоносцами. С тех пор оригинал исчез, однако иконы с изображением "Спаса Нерукотворного" неоднократно писались иконописцами. Достаточно упомянуть знаменитый "Спас Нерукотворный" из Великого Новгорода, икону XII века. Интересный факт, именно эту икону по традиции пишет первой каждый иконописец, прошедший ученичество.

Ещё один пример легендарной нерукотворной иконы - Лиддская икона Божией Матери. После вознесения Христа апостолы посетили городок Лидду, где был основан храм, посвященный Богоматери. Апостолы попросили её лично посетить этот храм и благословить его. После посещения на одном из столпов появилось её изображение с младенцем в руках. Даже после "работы" каменотёсов, присланных императором Юлианом для уничтожения изображения, образ Богородицы проступил ещё чётче. В дальнейшем это изображение, перенесенное на икону (список) породило новую легенду - икона якобы самостоятельно пропутешествовала по морю и попала прямо в руки папе Григорию II.

Как считается, первые рукотворные иконы появились в апостольские времена, первым иконописцем называют евангелиста Луку. Впоследствии даже появился иконописный сюжет "Евангелист Лука пишет икону Богоматери". Луке приписывают создание самых знаменитых икон - первоначальная Влахернская икона Божией Матери, по преданию, принадлежит его кисти. Икона была выполнена в редкой технике воскомастики, эта техника создает выпуклые изображения. Другая великая икона, которую также приписывают Луке - Владимирская икона Божией Матери. Легенда гласит, что икона была написана на досках стола, за которым принимали пищу Иисус, Мария и Иосиф. Эта икона является одной из самых почитаемых в Русской православной Церкви и считается чудотворной. Одна из самых древних икон, сохранившихся до наших дней, это "Христос Пантократор" (Вседержитель) из Синайского монастыря. Икона датирована серединой VI века, написана с помощью техники энкаустики, когда в качестве основы для красок служит расплавленный воск. Большинство ранних икон писалось с помощью этой техники.

С первых христианских Соборов церковь устанавливает правила, регламентирующие иконографию - правила иконописи. Этот процесс довольно долго продолжался вместе с развитием самого христианства. Первые христиане в значительной мере подвергались гонениям со стороны Римской Империи и их иконы были сугубо символичными в конспиративных целях, к примеру, Иисус Христос изображался в виде агнца. На Трулльском Соборе в 691 году было принято решение о исключительно естественном изображении Христа, "по человеческому естеству". Второй Никейский Собор в 787 году устанавливает догмат иконопочитания, важнейший свод правил, определивших суть иконы, правила ее написания и почитания. Этот догмат появился в ответ на появившую тенденцию иконоборчества, основанную на второй заповеди, данной Моисею - "не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им (Исх.20:4-5)". Согласно догмату, икона является не столько изображением, сколько в определенной мере тем, кто на ней изображен. Некоторые ветви христианства, например, протестанты, не приняли догмат иконопочитания.

Несмотря на определенные догматом правила, личность иконописца, особенно обладающего талантом, накладывала отпечаток на икону. Чем сильнее и ярче была его личность, тем более запоминающимися и выдающимися выходили иконы из под его кисти. Самые гениальные оставляли после себя учеников, которые в свою очередь становились известными. Так появлялись школы иконописи и прославляли монастыри, в которых они творили. Наибольший расцвет иконописи в Русской православной церкви пришелся на конец XIV - начало XV веков. В этот период времени творили такие прославленные иконописцы как Феофан Грек, Даниил Чёрный и, конечно же, его знаменитый ученик, Андрей Рублёв. Их творчество в большой степени определило дальнейшее развитие русской иконографической традиции.

Даниил Чёрный и Андрей Рублёв со своими учениками в 1408 году расписали Успенский Собор во Владимире. До наших дней сохранилась часть росписи ими стен "Страшный Суд" и икона из праздничного чина иконостаса "Вознесение". Святая Троица Андрея Рублёва - наивысшее достижение его творчества и мастерства. Эта икона одна из немногих икон того времени, авторство которой у историков и религиоведов не вызывает сомнений. Икона в высшей степени символична. Формально изображая библейский сюжет о трапезе в доме Авраама трёх ангелов, встреченных им в Мамврийской дубраве, Троица являет миру скрытую сущность Божьего триединства - одного из непостижимых таинств христианства.

Аватара пользователя
Mr. Viktor
Интересующийся
Интересующийся
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 22 авг 2010, 09:31
Пол: Мужчина

Икона как средство познания Бога

Сообщение Mr. Viktor » 11 янв 2011, 20:37

Много чего нового узнал, сенкью!
Я не море.... Меня не волнует...

Аватара пользователя
Надя
Опытный
Опытный
Сообщения: 247
Зарегистрирован: 04 ноя 2010, 13:34
Пол: Женщина
Откуда: Эдучанка
По гороскопу:
Контактная информация:

Икона как средство познания Бога

Сообщение Надя » 20 июл 2011, 14:16

Здесь, как и везде, действует правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Ведь истинный смысл произнесённого слова становится понятен не сразу, а изображение гораздо проще понять и принять. Своими красками оно привлекает, задерживает внимание даже маленького ребёнка. Это и есть первое познание Бога через икону. Хотя и смысл иконы открывается гораздо позднее.

Ответить

Вернуться в «Иконы и иконостасы»