Кто же он — иконописец?
Добавлено: 08 ноя 2010, 17:28
Кто же он — иконописец?
Почему-то в среде наиболее, казалось бы ответственной в вопросе, кто может и должен писать лики святых и божеские — не существует явного-точного о том представления. Тут вообще мнения порой противоречивы. Некоторые из среды церковной считают труд изографа (иконописца) обычным ремеслом, иные причисляют их деяния к церковно-служительским, а кое-кто - просто считает их простыми художниками но придерживающихся правил морали и таким образом получающим большую творческую силу и свободу, вдохновение-озарение, необходимость выразить себя именно так.
Дело в том, что такое к ним отношение знал еще античный мир и их ничем не выделяли, даже более того, они почему-то совсем держались в тени. Лишь где-то после войн греко персидских, когда встала необходимость восстановления городских разрушений, художниками заинтересовались... по достоинству, о чем свидетельствует имя Полигнота-живописца, несколькими полисами удостоенного звания гражданина за свои произведения...
Древний Рим пренебрегал художниками, и даже деятельность, занятия их считал унизительным, аморальным. Один только Фабий умудрился как-то стать исключением из того сословия, хотя и получил насмешливое прозвище Пиктор (кистемаз!) Но все же более тысячи (1017) имен скульпторов и более 2-х с половиной сотен (262) художников античности нам известны. Чего вовсе не наблюдается с приходом христианства, которое скрыло имена художников творивших в мастерских-катакомбах в Риме и на Востоке. Наверное и это свидетельство... нового отношения к человеку искусства, причастному к его таинствам... Человеко-Бог стал образом нового подхода и к внутреннему миру человека, как творца. И авторы начинают себя признавать божьим инструментом и прекращают подписываться на полотнах. Более того их современники не упоминают их имен, хотя, конечно же, в мире преследующему христиан это была и мера благоразумия. За 2000 лет не наберется и 1000 имен известных тружеников по украшению храмов...
Несколько иным образом обстоит дело это на Руси. Алипий (изограф) творящий в XI – XII веках известная личность и более того увековечен как святой. И он не единственный на землях русских удостоен того. Значит не числились они в ремесленниках, иначе не получи бы чин такой...
Помимо всего определяется форма особого богослужения-посвящения в иконописцы. Никакие другие, даже чаши для церкви изготовляющие, не удостоены того же... Но анонимность все равно присутствовала долго. И отменена лишь при Петре Первом. И стали иконописцами уже профессионалы с выучкой академической. Да и вообще на Руси не зазорно было писать иконы даже митрополитам (Макарию и Петру), боярам (Санины Досий и Васиан)...
Хотя по настоящему аристократия займется иконописью лишь... в иммиграция в ХХ веке... Еще не маловажный фактор в том, что ни Русь Святая, ни Византия не знала (не существовало) женщину-изографа. Это ли не доказательство особого статуса иконописца!..
А вот ХХ век уже славит таких как (Соколова) Иулиания и Иоанна (монахини), Покровскую К,М, да и многих ныне творящих женщин на поприще этом...
Почему-то в среде наиболее, казалось бы ответственной в вопросе, кто может и должен писать лики святых и божеские — не существует явного-точного о том представления. Тут вообще мнения порой противоречивы. Некоторые из среды церковной считают труд изографа (иконописца) обычным ремеслом, иные причисляют их деяния к церковно-служительским, а кое-кто - просто считает их простыми художниками но придерживающихся правил морали и таким образом получающим большую творческую силу и свободу, вдохновение-озарение, необходимость выразить себя именно так.
Дело в том, что такое к ним отношение знал еще античный мир и их ничем не выделяли, даже более того, они почему-то совсем держались в тени. Лишь где-то после войн греко персидских, когда встала необходимость восстановления городских разрушений, художниками заинтересовались... по достоинству, о чем свидетельствует имя Полигнота-живописца, несколькими полисами удостоенного звания гражданина за свои произведения...
Древний Рим пренебрегал художниками, и даже деятельность, занятия их считал унизительным, аморальным. Один только Фабий умудрился как-то стать исключением из того сословия, хотя и получил насмешливое прозвище Пиктор (кистемаз!) Но все же более тысячи (1017) имен скульпторов и более 2-х с половиной сотен (262) художников античности нам известны. Чего вовсе не наблюдается с приходом христианства, которое скрыло имена художников творивших в мастерских-катакомбах в Риме и на Востоке. Наверное и это свидетельство... нового отношения к человеку искусства, причастному к его таинствам... Человеко-Бог стал образом нового подхода и к внутреннему миру человека, как творца. И авторы начинают себя признавать божьим инструментом и прекращают подписываться на полотнах. Более того их современники не упоминают их имен, хотя, конечно же, в мире преследующему христиан это была и мера благоразумия. За 2000 лет не наберется и 1000 имен известных тружеников по украшению храмов...
Несколько иным образом обстоит дело это на Руси. Алипий (изограф) творящий в XI – XII веках известная личность и более того увековечен как святой. И он не единственный на землях русских удостоен того. Значит не числились они в ремесленниках, иначе не получи бы чин такой...
Помимо всего определяется форма особого богослужения-посвящения в иконописцы. Никакие другие, даже чаши для церкви изготовляющие, не удостоены того же... Но анонимность все равно присутствовала долго. И отменена лишь при Петре Первом. И стали иконописцами уже профессионалы с выучкой академической. Да и вообще на Руси не зазорно было писать иконы даже митрополитам (Макарию и Петру), боярам (Санины Досий и Васиан)...
Хотя по настоящему аристократия займется иконописью лишь... в иммиграция в ХХ веке... Еще не маловажный фактор в том, что ни Русь Святая, ни Византия не знала (не существовало) женщину-изографа. Это ли не доказательство особого статуса иконописца!..
А вот ХХ век уже славит таких как (Соколова) Иулиания и Иоанна (монахини), Покровскую К,М, да и многих ныне творящих женщин на поприще этом...