Кто же он — иконописец?

Обсуждаем иконы. Делимся опытом о сборе иконостаса
Аватара пользователя
agerzen
Оратор
Оратор
Сообщения: 217
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 18:28

Кто же он — иконописец?

Сообщение agerzen » 08 ноя 2010, 17:28

Кто же он — иконописец?

Почему-то в среде наиболее, казалось бы ответственной в вопросе, кто может и должен писать лики святых и божеские — не существует явного-точного о том представления. Тут вообще мнения порой противоречивы. Некоторые из среды церковной считают труд изографа (иконописца) обычным ремеслом, иные причисляют их деяния к церковно-служительским, а кое-кто - просто считает их простыми художниками но придерживающихся правил морали и таким образом получающим большую творческую силу и свободу, вдохновение-озарение, необходимость выразить себя именно так.
Дело в том, что такое к ним отношение знал еще античный мир и их ничем не выделяли, даже более того, они почему-то совсем держались в тени. Лишь где-то после войн греко персидских, когда встала необходимость восстановления городских разрушений, художниками заинтересовались... по достоинству, о чем свидетельствует имя Полигнота-живописца, несколькими полисами удостоенного звания гражданина за свои произведения...
Древний Рим пренебрегал художниками, и даже деятельность, занятия их считал унизительным, аморальным. Один только Фабий умудрился как-то стать исключением из того сословия, хотя и получил насмешливое прозвище Пиктор (кистемаз!) Но все же более тысячи (1017) имен скульпторов и более 2-х с половиной сотен (262) художников античности нам известны. Чего вовсе не наблюдается с приходом христианства, которое скрыло имена художников творивших в мастерских-катакомбах в Риме и на Востоке. Наверное и это свидетельство... нового отношения к человеку искусства, причастному к его таинствам... Человеко-Бог стал образом нового подхода и к внутреннему миру человека, как творца. И авторы начинают себя признавать божьим инструментом и прекращают подписываться на полотнах. Более того их современники не упоминают их имен, хотя, конечно же, в мире преследующему христиан это была и мера благоразумия. За 2000 лет не наберется и 1000 имен известных тружеников по украшению храмов...
Несколько иным образом обстоит дело это на Руси. Алипий (изограф) творящий в XI – XII веках известная личность и более того увековечен как святой. И он не единственный на землях русских удостоен того. Значит не числились они в ремесленниках, иначе не получи бы чин такой...
Помимо всего определяется форма особого богослужения-посвящения в иконописцы. Никакие другие, даже чаши для церкви изготовляющие, не удостоены того же... Но анонимность все равно присутствовала долго. И отменена лишь при Петре Первом. И стали иконописцами уже профессионалы с выучкой академической. Да и вообще на Руси не зазорно было писать иконы даже митрополитам (Макарию и Петру), боярам (Санины Досий и Васиан)...
Хотя по настоящему аристократия займется иконописью лишь... в иммиграция в ХХ веке...
Еще не маловажный фактор в том, что ни Русь Святая, ни Византия не знала (не существовало) женщину-изографа. Это ли не доказательство особого статуса иконописца!..
А вот ХХ век уже славит таких как (Соколова) Иулиания и Иоанна (монахини), Покровскую К,М, да и многих ныне творящих женщин на поприще этом...
Вложения
Иконописец. Ефошкин Сергей Николаевич....jpg

Реклама
Аватара пользователя
Надя
Опытный
Опытный
Сообщения: 247
Зарегистрирован: 04 ноя 2010, 13:34
Пол: Женщина
Откуда: Эдучанка
По гороскопу:
Контактная информация:

Кто же он — иконописец?

Сообщение Надя » 10 ноя 2010, 15:55

А у нас сейчас практически всё считается ремеслом.
Настоящие иконы, конечно, выше искусства и ремеслом их назвать вообще нельзя. На мой взгляд, иконопись - это один из путей духовного развития, просто в ней объединяется служение богу, которое выражено в создании даже не произведений. Не хочется почему-то называть предметы культа произведениями искусства и оценивать их с этой точки зрения. Любая икона - нечто большее, чем картина. Или по крайней мере должна быть чем-то большим.

Ajax
Новичок
Новичок
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 12 ноя 2010, 22:32

Кто же он — иконописец?

Сообщение Ajax » 13 ноя 2010, 00:17

Надя я полностью с Вами согласен. Иконописец-это высокодуховный человек, что далеко не каждому художнику дано, поэтому не каждый художник может стать им. Не зря в древности перед написанием иконы иконописцы исповедовались и потом на время создания работы закрывались соблюдая пост и часто перечитывали Библию.

Aleksander
Наблюдатель
Наблюдатель
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 12 ноя 2010, 21:30

Кто же он — иконописец?

Сообщение Aleksander » 13 ноя 2010, 10:33

Все иконописцы, с которыми я лично знаком, это искренне верующие, честные и весьма неплохие люди. Но вот пара знакомых моих бывали в Софрино. А это, к слову, главный в России завод по массовому производству икон, церковной утвари и всяких сопутствующих аксессуаров. Они были в шоке от увиденного! Одна характерная фраза: " Там же мат-перемат страшенный, не продохнуть!". А попам все равно, они потом обряд освящения массовый проведут над "партией товара", и все в порядке. Кстати, софринская продукция среди знающих людей не очень-то и популярна.
Думаю, производство икон все-таки не стоит делать конвейерным. Хотя даже софринская икона может быть потом "намолена". Смотря в какие руки попадет...

lusik-ng
Наблюдатель
Наблюдатель
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 13 ноя 2010, 12:44

Кто же он — иконописец?

Сообщение lusik-ng » 13 ноя 2010, 13:10

У меня возникает вопрос ко всем. Как человек может написать икону какого-то святого или самого Бога, если он не видел этого святого и тем более Бога? Только вот не говорите мне о откровениях и каких-то вещых снах, в которых Бог нам может показать картину того или иного святого. Парадоксально ведь получается: никого не видел, а рисуешь, и потом люди еще моляться этому рисунку.

Аватара пользователя
Papirus
Наблюдатель
Наблюдатель
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 13 ноя 2010, 13:31

Кто же он — иконописец?

Сообщение Papirus » 13 ноя 2010, 13:50

Без глубокой веры икону писать не стоит, ничего не получится. Мне 47 лет и рисую портреты. 30 лет назад один парнишка предложил мне срисовать икону. Я нарисовал, ему понравилось, но, на мой взгляд, у меня ничего не получилось. Я просто срисовал увиденное изображение перед собой и не больше. Икона не портрет. А иконописец – глубоко верующий человек.
DIANA

igrok1908
Наблюдатель
Наблюдатель
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 13 ноя 2010, 14:59

Кто же он — иконописец?

Сообщение igrok1908 » 13 ноя 2010, 15:34

Это глубоко русская традиция перед написанием лика святого или же лика Бога проходить тот или иной ритуал. Святость иконы не от производящего ее - не от рисующего. Тот же Алипий, о котором упоминает автор поста, просто один из наиболее известных иконописцев древней Руси, который заслужил особого почитания и поэтому его произведение считалось и считается значительным. В данном случае искусство поставлено на службу культу. И если его воспринимать как духовный путь. Да, превосходно. Но изображение другого простого человека в портрете также воспринимается как некий путь духовного развития. Возьмите великого Леонардо да Винчи, Миккеланджело и других живописцев, скульпторов... Как-то не согласен с автором в том, что живописцы не воспринимались обществом. Эпоха Возрождения тому свидетельство и великие имена увековеченные в скульптурах Ватикана, церковных соборов Европы. А Древний Рим всегда относился и ко всему с надменностью, однако вы проедьтесь по Помпее, уничтоженной Везувеем. Там дома с прекраснейшей внутренней росписью. Я вот не совсем понял точку зрения автора, так как я не обнаружил у него отличия иконописца от живописца. Другое дело, что даже на Руси мало кто брался за этот вид искусства. А свойственная монашеской жизни затворническая жизнь и жизнь во смирении никак не могли стимулировать развитие иконописного мастерства. По одной простой причине. Способный к иконописи человек просто из соображений смирения и богоугодничества просто часто отказывались, так как не считали себя достойными. А те единицы, которым суждено было стать иконописцами не растрачивали свой дар попусту и не ставили свои произведения на конвеер. Так откуда ж у нас большому количеству иконописцев взяться? :du_el:

teresa
Наблюдатель
Наблюдатель
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 13 ноя 2010, 15:41

Кто же он — иконописец?

Сообщение teresa » 13 ноя 2010, 16:30

Уважаемые, вспомните фильм Тарковского "Андрей Рублев". Ведь когда он согрешил, причем не по своей воле, он дал обет молчания и совсем не мог писать иконы. Он считал после этого себя не достойным создавать лики Святых. А в Библии сказано, что идолопоклонство - грех: "Берут дерево и из одной части его делают себе образ, а другую бросают в печь и готовят еду". Просто человек как материальный - стремится к материальному (иконам). Нам надо то, что можно увидеть, потрогать, поцеловать. Я вот все удивляюсь, почему в НЛО все хотят верить, а в Бога единицы? А ведь в Писании сказано: "Видимое - временно, а невидимое вечно".

Аватара пользователя
Надя
Опытный
Опытный
Сообщения: 247
Зарегистрирован: 04 ноя 2010, 13:34
Пол: Женщина
Откуда: Эдучанка
По гороскопу:
Контактная информация:

Кто же он — иконописец?

Сообщение Надя » 29 ноя 2010, 16:32

lusik-ng писал(а):У меня возникает вопрос ко всем. Как человек может написать икону какого-то святого или самого Бога, если он не видел этого святого и тем более Бога? Только вот не говорите мне о откровениях и каких-то вещых снах, в которых Бог нам может показать картину того или иного святого. Парадоксально ведь получается: никого не видел, а рисуешь, и потом люди еще моляться этому рисунку.
А почему бы и откровению не быть и в вещих снах, и в явлениях святого, например, иконописцу. Впрочем в иконописи не так важны внешние черты святого. Все они практически написаны по одним и тем же шаблонам, если они не жили в XVII-XX веках или чуть раньше. Да и не важно вовсе изобразить точный портрет. Важнее внутренняя составляющая. Вдохновение нужно.

Аватара пользователя
Veronika
Наблюдатель
Наблюдатель
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 16:44

Кто же он — иконописец?

Сообщение Veronika » 27 мар 2011, 17:04

Нам известны имена замечательных иконописцев, таких как Рублёв, Дионисий, Феофан Грек, но много существует работ неизвестных мастеров. В старину иконописцы почти никогда не подписывали иконы, как это практикуют художники, пишущие различные картины. Наверное, этому есть какое–то объяснение, хотелось бы знать какое…

Ответить

Вернуться в «Иконы, иконостасы. Иконописцы. Оценка стоимости икон»